Музыкальный доширак v.s высокая кухня или
почему я считаю, что Spotify и другие стриминг сервисы — зло.
Последние дни происходит невероятное оживление, мол, ура-ура, Spotify пришёл в Россию. Я же не вижу в этом ничего хорошего и попробую изложить свою точку зрения. Внимание, длиннопост.
1. Почти все стриминг сервисы предоставляют музыку в слабом качестве. Максимальный пакет Spotify позволяет слушать в 320 Kbps, минимальный и вовсе в 24. Это плохое качество.
2. Популярные площадки и стриминг сервисы давно уже ввели так называемый “digital mastering” суть которого состоит в том, чтобы превратить фонограмму в громкий «кирпич», чтобы всё это пело-орало в дешёвых наушниках типа air pods или beats. Это при том, что неприятный тренд современного мастеринг фонограмм - перекомпресия, которая и вовсе превращается в «кирпич», да ещё и со сжатием - «прекрасный» способ слушать музыку.
3. Несколько лет назад я смотрел базу Spotify, там вообще ничего толком не было. Уверен, что они её развили, но вы всё равно не найдёте там множества великих и прекрасных записей, которые и на виниле или CD непросто найти. И их нет даже на торрентах, а некоторые просто не гуглятся.
4. Диджитал площадки убивают культуру прослушивания альбомами. Музыканты перестают писать концептуальные вещи, потому что пользователь выбирает 1-2 трека и заносит их в плейлист.
5. Последние 10 лет монетизация творчества артистов неуклонно падает. Стриминговые сервисы роняют цены и вовсе ниже плинтуса. Допустим, вы платите 160₽/мес за подписку, из которых стриминг сервис забирает процентов 40%, ещё часть забирает лейбл или платформа-поставщик контента, платятся налоги, делаются отчисления в авторские общества и как вы думаете, сколько достаётся артисту? Крохи. Это приводит к двум исходам. Либо группа или артист вынуждены отправляться в более затяжные гастроли, что приводит к быстрому творческому и физическому выгоранию - гастрольный труд это очень тяжело. На это жалуются даже звёзды - Дэйв Грол, Стив Аоки, Меган Тейлор, The Black Keys и другие. Музыкантам требуется длительный отдых после и в течение которого они не могут ничего писать, а значит, поставлять контент для стриминга. Второй вариант ещё хуже - банкротство групп. Это явление вовсю развивается в последние годы. Легендарная группа Crematory объявила себя банкротом. Греческие отцы тяжелой локальной сцены Septicflash очень редко стали выступать и зачастую не полным составом, потому что часть музыкантов вынуждена работать на цивильной работе, с которой их просто не отпускают в туры. При этом у группы большие расходы, на запись и сведение, потому что они пишут пражский симфонический оркестр для своих треков а такие вещи в сведении стоят намного дороже обычной рок или поп группы.
6. Уменьшение доходов артистов, которое усиливается стриминг сервисами, напрямую связано с уменьшением доходов лейблов, которые раньше были надёжной системой финансирования групп. Рекорд-лейблы, в свою очередь вынуждены сокращать свои расходы и уменьшать объёмы промо-пакетов артистов, что, в свою очередь ещё больше сокращает доходы. Выбирать более дешёвый продакшн, что снижает качество материала.
7. Процветает обман артистов с помощью стриминговых сервисов. Universal Music и Spotify ничего не заплатили Леди Гаге, хотя через сервис были миллионные прослушивания, о чём официально сообщил её менеджер Трой Картер. Подобные ситуации происходят и между лейблами и стриминг сервисами Youtube/Google, Spotify, Soundcloud, Apple, которые недоплачивают им или не платят вовсе, скрывая отчёты или манипулируя со статистикой.
8. Низкая плата за доступ к музыке приводит к обесцениванию её у слушателя. Уже появилось поколение, которое почти не платит за музыку и ни за что не будет повышать свои расходы. Артистов станет меньше и возможно мы никогда не узнаем и не услышим новых талантов. Музыка превращается в ширпотреб и фон.
Почему я предпочитаю физические носители (винил)/легальные lossless файлы и считаю что это сильно отличается от сетевой цифры.
1. Покупая физ носитель или lossless файл, вы позволяете артисту больше зарабатывать.
2. Вы получаете качественный звук без сжатия или перекодирования. Это позволяет развивать свой слух и наслаждаться нюансами исполнительского мастерства и/или талантливым сведением и мастерингом, как например у Pink Floyd , Жана Мишеля Жарра или Стивена Уилсона. Как можно слушать струнные, симфонические оркестры и оперу в mp3 я вообще мало представляю.
3. Конверт пластинки или коробка CD диска являются некоей «дополненной реальностью» к фонограмме. Некоторые конверты тянут на произведения искусства или несут в себе дополнительную информацию к каждой песне. На внутреннем конверте в большинства релизов содержатся тексты песен и полная информация по каждому треку, что позволят больше узнать об авторах или издающем лейбле. Помимо этого внутри бывают интересные «потроха» - CD-диски, фото-буклеты, плакаты, наклейки, значки, карточки с кодами на скачку lossless файлов, каталоги лейблов. Некоторые артисты вкладывают буклеты-книжки с рассказами, которые являются частью музыки. Сами пластинки сейчас делаются из разных пластмасс, от прозрачных до флюоресцентных, используется графировка пустых сторон или полноцветная печать поверх винила (picture disc)
4. Для глубокого понимания и ощущения музыки, её прослушивание должно происходить в определенной атмосфере - качественная стереосистема, хотя бы минимально подготовленная комната без резонансов и паразитных отражений, удобный диван или кресло, мягкое освещение. Всё это влияет на восприятие и развивает опыт слушателя. Стриминговые сервисы используются как правило на ходу и с использованием дешёвых наушников. Да и сам аудио тракт даже дорогого смартфона очень далек от стандартов качественного звука.
5. Человеку привычна и приятна тактильность. Конверты производятся из «тактильных материалов» и их, также как и сами пластинки, приятно держать в руках, чувствуя вещь. К тому же цифровой файл невозможно подарить или поставить на нём автограф артиста после концерта.
6. Стоимость пластинки составляет от 100₽ за «демократа» или Мелодиевское издание, до тысяч долларов за редкие прессы краут рока или психоделики 70хх. Средняя стоимость «новодела» колеблется от 1200₽ до 5000₽. Большинство меломанов делает свои покупки очень осознанно, тем самым получая в итоге коллекцию действительно любимой и «вечной» музыки на своих полках. Многие любители файловой цифры через несколько лет погрязают в тысячах файлов, не помня их содержание - каталогизация это труд и много времени. Пользователи стриминг сервисов не получают файлы на свои устройства вообще. В случае зомби апокалипсиса боевые марши для атаки на нечисть и поднятия боевого духа, придётся покупать у нас, коллекционеров. За дорого. Очень дорого.
Источники:
Paul Resnikoff “The music industry has 99 problems. And they are...”.
Статистика музыкальной индустрии США и ЕС (IFPI, Edison Research, RIAA).
Журнал Stereo, портал Hi-Fi, публикации в группах ФБ «Виниломания», «Аудиофилия Головного Мозга».
Личные данные на основании опросов артистов и издающих лейблов.
© vk.cc/ax8Yu1